Предприниматель создан для трудностей
Пандемия коронавируса стала вызовом для всей мировой экономики. В России ситуация осложняется падением курса рубля. Резко упал спрос на продукцию. Из-за разницы в валютных курсах российские производители сталкиваются с финансовыми потерями по договорам поставки оборудования и материалов. Крайне важно в таких условиях сохранить бесперебойные производство и поставку лекарств.
Проверка готовности
«Эта ситуация является проверкой готовности локальных государственных систем лекарственного обеспечения и их адаптивности в новых реалиях, — сказал “Стимулу” генеральный директор фармацевтической компании — национального чемпиона “Герофарм” Петр Родионов. — Сегодня, когда границы закрыты и существуют сложности с международными поставками, то, что ставилось ключевой задачей программы “Фарма 2020”, а именно увеличение конкурентоспособности и независимости российской фармацевтики, приобретает все новые смыслы и обоснования. Девяносто процентов препаратов “Герофарма”, в том числе инсулины, входят в перечень ЖНВЛП. Будучи ведущим российским производителем инсулина, мы понимаем всю меру ответственности перед государством и российскими пациентами».
Высокотехнологический бизнес сегодня в сложной ситуации. Предприятия зависят от поставок микроэлектронных и других компонентов от западных и российских производителей. Сейчас многие поставки заморожены и приходится ждать окончания ограничений на перемещение товаров.
Влияние пандемии на компании в сфере информационных технологий проявилось по-разному, рассказал «Стимулу» Игорь Кириченко, руководитель национального чемпиона Naumen, производителя программного обеспечения: «Если говорить про сферу ИТ в целом, то надо понимать, что во многом влияние ситуации на бизнес связано с резким изменением спроса. У кого-то произошел глобальный сиюминутный рост за счет того, что компании предоставляют онлайн-сервисы для физлиц, у кого-то, наоборот, отложились проекты из-за специфики внедрения. Есть крупные интеграторы, которые буквально на ходу внедряют системы в медицинские учреждения, так как это нужно было сделать еще вчера. На технологиях Naumen департамент информационных технологий Москвы в считанные развернул часы горячую линию по вопросам коронавируса».
Предприятия зависят от поставок микроэлектронных и других компонентов от западных и российских производителей. Сейчас многие поставки заморожены, и приходится ждать окончания ограничений на перемещение товаров.
По словам Игоря Кириченко, в Naumen оперативно сместили акцент на продукты, которые отвечают текущим потребностям бизнесов: онлайн-продажи, непрерывность, контроль качества работы и т. п. Это потребовало перенастройки маркетинговых кампаний и ряда других подобных изменений.
Во время трансформации рынков многие компании внедряют новые методы работы. Так, алтайский национальный чемпион «СиСорт» — производитель фотосепараторов — разработал сервис CsortCloud. Благодаря программе выпущенное «СиСорт» оборудование можно настраивать, контролировать и ремонтировать удаленно и бесплатно. Частью сервиса является и мобильное приложение, которое позволяет руководству предприятия-клиента отслеживать функционирование фотосепаратора из любой точки и в любое время. Решение особенно актуально во время пандемии коронавируса, когда российским предприятиям из сферы АПК необходимо наращивать объем выпуска качественных круп, а командировки сервисных инженеров под угрозой.
«Мне как предпринимателю нынешняя ситуация кажется очень интересной, — говорит директор и основатель компании Максим Савинков, — потому что предприниматель всегда борется с трудностями. Кризис — это время нарастающих трудностей, а где трудности, там и возможности. Если смотреть в оперативном масштабе, то есть с точки зрения сегодняшнего дня, то это, безусловно, множество проблем. Если же смотреть с горизонтом на год вперед, то это, конечно же, возможности. Потому что при преодолении этих трудностей происходит слом систем распределения труда и появляется возможность их заново собрать, сделать более удачные производственные цепочки».
Компания — национальный чемпион «СуперОкс» — разработчик и производитель материалов, обладающих свойствами высокотемпературной сверхпроводимости и изделий на их основе. Для нее трудности связаны в первую очередь с общим спадом экономики, а также с риском, с которым столкнулись заказчики продукции. «Но здесь мы рассчитываем на широкую диверсификацию наших заказчиков по отраслям и географии, — говорит генеральный директор компании Сергей Самойленков. — Производственные процессы в нашей компании уже сегодня имеют высокую степень автоматизации, так что наша работа в этих трудных условиях не остановилась. Девяносто процентов сотрудников переведены на дистанционную работу».
Как разогнать сотрудников по домам
«Самым сложным для нашей компании, пожалуй, было заставить сотрудников уйти из офиса, — рассказывает гендиректор Naumen. — Личная коммуникация, как оказалось, очень важна даже для разработчиков. Поскольку мы продолжаем работать, продолжаем выполнять обязательства по срокам выполнения проектов и по оказанию услуг техподдержки, самые большие опасения были связаны именно со снижением скорости коммуникации внутри коллектива и принятием решений. Но мы успешно протестировали такой формат до введения режима всеобщей изоляции и сейчас работаем в полном объеме».
По словам руководителя «СуперОкс», при дистанционной работе проявляются лучшие качества сотрудников: востребованы инициатива, ответственность, хорошее владение цифровыми технологиями. По итогам кризиса вероятно переосмысление деятельности в этом направлении.
«С учетом развития ситуации и последующего введения карантина в стране мы постарались перевести большинство сотрудников на удаленный режим работы еще в десятых числах марта, — рассказал “Стимулу” Александр Московский, генеральный директор национального чемпиона ГК РСК, ведущего в России и СНГ разработчика суперкомпьютерных решений. — Для нашей компании важен каждый сотрудник, болезнь одного или нескольких ключевых специалистов может серьезно сказаться на результатах работы всей компании. Однако некоторые направления деятельности нельзя полностью перевести на удаленный режим работы — РСК поставляет реальные программно-аппаратные суперкомпьютерные решения для своих заказчиков. Но мы надеемся быстро наверстать упущенное после снятия всех ограничений».
Помощь государства
По словам Игоря Кириченко, сейчас многие ИТ-компании формируют ряд совместных предложений, которые считают необходимым транслировать в правительственные органы. Уже обеспечен статус ИТ-компании как непрерывно действующей организации, чтобы иметь возможность осуществлять круглосуточное обслуживание жизненно важных и федеральных ИТ-систем.
«Мне как предпринимателю нынешняя ситуация кажется очень интересной, потому что предприниматель всегда борется с трудностями. Кризис — это время нарастающих трудностей, а где трудности, там и возможности»
Фармотрасль также нуждается в мерах системной поддержки. Из-за финансовых потерь по договорам поставки оборудования и материалов, а также сложностей при обеспечении международных перевозок помощь государства в части компенсации и субсидирования этих направлений сегодня исключительна важна.
«В настоящее время необходимо также сохранить действие преференций отечественным производителям, в том числе “третий лишний”, особенно в тех лекарственных сегментах, где существует локальное производство по принципу полного цикла, включая субстанцию. Что касается региональных мер, необходима доработка законодательства, чтобы компании — участники специнвестконтрактов имели возможность получать налоговые льготы, предусмотренные на федеральном уровне», — считает Петр Родионов.
«Внедрение технологий, которые связаны с автоматизацией, алгоритмизацией, цифровизацией, резко ускорится. Все вместе это даст потрясающий эффект. Экономика перезагрузится, на это потребуется примерно год-полтора, и появится абсолютно новая реальность, в которой люди опять найдут свое место»
По мнению Александра Московского, необходима четкая декларация текущей ситуации как форс-мажорного обстоятельства по государственным контрактам на федеральном уровне. Было бы полезным шагом расширение возможностей авансирования контрактов — сейчас это только 30%. Ну и немаловажно, чтобы скорость работы в государственных организациях не падала — своевременное принятие решений, четкие закупочные процедуры и т. п. Другие необходимые и обсуждаемые меры: отсрочка по налоговым платежам, беспроцентные кредиты. Были бы полезны субсидии для МСП.
Мир станет другим
В глобальной экономике, поведении и привычках людей сейчас происходят существенные, во многом необратимые сдвиги. То, чего компании не могли добиться годами: обучаться онлайн, вместо командировок общаться по видеоконференцсвязи, работать с программными и голосовыми роботами, — в один момент стало нормой жизни.
«Будет очень хорошо, — считает Игорь Кириченко, — если карантин подтолкнет к окончательному переходу на электронный документооборот внутри организации и между контрагентами, — технологически в стране для этого все было готово много лет назад; если подавляющее большинство организаций во всех отраслях полноценно выстроит дистанционное обслуживание клиентов, онлайн-продажи и сервис, компании переосмыслят свои продукты и услуги, откажутся от устаревших бизнес-процессов и технологий. Кроме того, станет привычнее гибкий формат работы сотрудников: гибкий рабочий график, надомный формат, фриланс и краудсорсинг. Это обязательно повысит качество услуг, снизит их стоимость, сделает людей свободнее, а организации — эффективнее и эластичнее к подобным передрягам».
«Производственные процессы в нашей компании уже сегодня имеют высокую степень автоматизации, так что наша работа в этих трудных условиях не остановилась. Девяносто процентов сотрудников переведены на дистанционную работу»
По мнению Александра Московского, люди и компании лучше научатся организовывать эффективное взаимодействие дистанционно. Этот опыт останется и повлияет на многие аспекты нашей жизни и работы в будущем: изменятся потребности в офисных помещениях, логистике и так далее. Возможно, изменятся и гигиенические стандарты: лекарства или вакцины от нового вируса появятся не сразу, на это нужны месяцы, а то и годы. Серьезные изменения, скорее всего, затронут сферу образования — опыт дистанционного обучения откроет для всех новые возможности.
«Внедрение технологий, которые связаны с автоматизацией, алгоритмизацией, цифровизацией, резко ускорится, — говорит Максим Савинков. — Все это вместе даст потрясающий эффект. Экономика перезагрузится, на это потребуется примерно год-полтора, и появится абсолютно новая реальность, в которой люди опять найдут свое место. И в этом отношении россиянам чуть проще, потому что мы прошли уже не один тяжелый период. А, к примеру, европейцам тяжелее — они привыкли к непрерывному комфорту».